КАК СОЗДАВАЛСЯ ЭТНОС

КАК СОЗДАВАЛСЯ ЭТНОС

Наш коллега, журналист, ученый-историк, этнолог, публицист, председатель республиканского кумыкского общества науки и культуры, главный редактор газеты «Елдаш» Камиль Алиев – автор ряда монографий: «Таргу-наме. Лексикон», «Дорогою тысячелетий: кумыки и их этнородственные связи», «Кумыки в военной истории России», «Кумыки: имя, история, идентитет», «Шаухалы Тарковские. Кумыкская аристократия: жизнеописания властителей», «Шаухалы Тарковские. Страницы кумыкской родословной», «Кумыкский энциклопедический словарь», «Кумыки с древнейших времен до наших дней», «Судьба генерала: князь Хасай Уцмиев: эпоха, жизнь, деятельность».

И вот один из его последних литературоведческих трудов: «История кумыков со II по ХVI вв.: этногенез и этнополитическая история». Автор так комментирует свое видение раскрываемых в книге научных проблем и поисков: «Историографическая традиция нашего народа зародилась еще в ХVII веке при кумыкских шаухалах, валиях Дагестана, трудами и усилиями Мухаммеда Аваби Акташи из Эндирея, Кадир-мурзы из Кяхулая (Амирханкента), Мама-гиши из Эндирея, Д-М. Шейх-Али, Жамалутдина-хаджи Карабудахкентли, Абдул-Гусейна Кизлярлы и др., а значительное развитие получила в последующие века». Убежденность К. Алиева подкрепляется историческими фактами времен сталинского тоталитаризма и советского 70-летия, когда реальные документальные источники не смели выйти за узкие рамки официальной территориальной (Дагестан) истории. Правда, и тогда имелись некоторые исключения: в 60-70-е и особенно в 80-е, 90-е и 2000-е годы были опубликованы важные для развития национальной исторической мысли работы А. Тамая, С. Гаджиевой, Я. и Г. ­Федоровых и других авторов. Именно в те годы, уверен автор, обнаружилось кризисное состояние исторической науки, особенно этнических исследований на фоне взрывного роста национального самосознания. Отвечая на запрос времени и учитывая особую роль и значение этнической проблематики для состояния исторического и национального самосознания, К.Алиев предпринял попытку изучения этнополитической истории кумыков в период Средневековья (IV-XVI вв.) как комплексной этноисторической проблемы. Как отмечает автор, многие идеи, положения своего научного исследования ему удалось озвучить на международных научных конференциях. И внимательный читатель, знакомый с его работами, наверняка заметит, что ряд положений книги перекликается с тезисами ранее изданных трудов. В этом нет ничего удивительного, ибо ранее изданные труды объединены исходной концепцией, общностью темы, подходов и оценок.

Вполне естественно, что в достаточно сжатом труде все этапы этногенеза на Кавказе и этнической истории кумыкского народа охватить невозможно. Свою задачу автор видел в том, чтобы поэтапно проследить основную канву тюркского этногенеза на Кавказе, уделяя особое внимание проблемам развития традиций государственности и формирования этничности, что привело к возникновению средневекового кумыкского этноса. К.Алиев признает, что многие поднимаемые в книге вопросы требуют дополнительных изысканий и более развернутой аргументации как в концептуальном плане, так и в контексте специальных частных проблем, он открыт для критики и аргументированной полемики. Главное для него – конкретные факты, изложенные в рамках еще более непротиворечивой схемы, чем авторская модель этнополитической истории кумыков.

Отталкиваясь от общего к частному, автор отмечает, что этнополитическая история кумыков в IХ-ХVI вв. поражает чрезвычайной сложностью и мозаичностью картины. Однако учет всех факторов, из которых складывалась история, позволяет реконструировать и описать этнические процессы, происходившие в течение почти полутора тысяч лет в этноареале исторического расселения и этнополитического развития кумыков и их предков на Северном Кавказе. Весьма непросто разобраться в причинах существования среди исследователей столь различных оценок и подходов в вопросе этногенеза и этнической истории кумыков. И прежде чем обратиться к их анализу, целесообразно провести краткий обзор истории формирования обозначенных направлений, утверждает автор. К. Алиев отмечает, что учеными высказывались разные точки зрения на происхождение кумыков, их усилия сосредотачивались в основном на выявлении их этнических компонентов.

Проведенные этногенетические исследования, семинары и конференции, критический анализ обширного неучтенного фактологического материала позволили ученым выработать и предложить взамен существующей официальной синтетическую концепцию кумыкского этногенеза и этнической истории, лишенную крайностей имеющихся подходов и открывающую путь к серьезному изучению истории кумыков, убежден автор издания, которое, несомненно, вызовет интерес читателей.

Айшат Тажудинова





Танышгъа билдирмек


0


    27 Jan 2016 |   Баянлыкъ: 0 | Къаравны санаву: {view} | Печать этив


  (remember)
  (тарыкъ буса)

Content Management Powered by CuteNews