Доклад: История изобретения колеса. Кто изобрел колесо и где это произошло? Использование колеса в других устройствах

Статья опубликована 19.05.2014 03:15 Последняя правка произведена 19.05.2014 04:21

Без чего, по Вашему мнению, невозможно представить автомобиля. Без двигателя? Верно. Без трансмиссии и подвески? Несомненно. Ну а самое главное без чего его нельзя представить - это без колес. Да, да, да. Раньше даже понятия не имели, что такое колесо. Изобретение простого, на первый взгляд, колеса раньше стало величайшим открытием, которое дало большой толчок в развитии механики и техники.

По находкам, датирующимся последней четвертью 5-го тысячелетия до нашей эры, можно судить, что первое колесо изобрели на территории современной Румынии. Чуть позднее они появились на территориях южнорусских степей Германии и Польши. По информации из других источников, именно на Северном Кавказе и Кубани нашли экземпляры, которые старше колес из Месопотамии. Таким образом можно судить что самое первое колесо появилось именно на Западе.

Превью - увеличение по клику.

Колесо изобреталось постепенно, его предшественником можно считать деревянный каток, найденный в Месопотамии. Он подкладывался под груз, для того, чтобы его проще было переместить. Первые колеса представляли из себя диск из дерева, насаженный на ось и зафиксированный клином. Что подтверждают изображения повозок, датированные 2700 годом до н.э. и найденные в Междуречье и городе Урук. Уже во 2 тысячелетии конструкция колеса сильно меняется. В Малой Азии появляется колесо с гнутым ободом, спицами и ступицей. Кельты для укрепления колес, используемых на колесницах, стали задействовать металлический обод, который уже в современных автомобилях заменен резиновыми шинами.

Изобретение колеса способствовало развитию ремесленничества. Оно активно применяется в токарном станке, прялке, гончарном круге, мельнице. А так же на мануфактуре, рудниках и ирригационных сооружениях.

Колесо – одно из самых важных изобретений в области механики за всю историю человечества. Колесо – очень древнее устройство, оно появилось еще в Бронзовом веке (3500–1000 до н.э.).

Первые колеса для повозок делались сплошными, их отрезали от бревен или сшивали из нескольких досок и затем обрезали по кругу. Для такой обработки дерева требовались пилы и другие инструменты развитого общества, знакомого с металлом и изделиями из него. Существуют археологические свидетельства того, что Месопотамия была тем очагом цивилизации, где обработка металла впервые достигла уровня развития, при котором возможно производство колесных повозок.

У первых прототипов современной повозки колеса в виде сплошного диска наглухо крепились к оси, которая вращается в направляющих. Кузов у такой повозки появился позже. Древнейшие двухколесные и четырехколесные повозки, создание которых относят к 3500 до н.э., были найдены в Месопотамии – там, где некогда стоял город Киш. Их обнаружили вместе со скелетами впряженных волов и ослов.

Сложность устройства колес и кузовов этих экипажей свидетельствует о длительном периоде совершенствования их конструкции. К концу Бронзового века повозки со свободно вращающимися на оси колесами «докатились» до Скандинавии и северных областей Китая.

Четырехколесную повозку построили несколько позже двухколесной, потому что проблема поворотов двухосного экипажа оказалась непростой. Поначалу задок повозки заносили вручную, потом стали делать свободные передние колеса, а еще позже появилась поворотная передняя ось.

Чтобы получить ощутимую выгоду от транспортных средств, необходимо было строить дороги. Поначалу гужевые перевозки осуществлялись между полем и поселением. Дорог, по которым можно было бы ездить и зимой, в Северной Европе не было вплоть до последних столетий, поэтому в течение многих веков колесные повозки были распространены лишь на юге континента.

Первое использование колеса не в транспортном средстве, а в механизме совсем иного назначения – гончарном круге – относится тоже к Бронзовому веку. Судя по археологическим находкам, это было просто тележное колесо, приспособленное для изготовления посуды. Глиняную посуду формовали в Древнем Египте уже около 3000 до н.э. – сначала на медленно вращающихся кругах, а спустя несколько столетий – и на быстрых, отчего возросло разнообразие их форм и улучшилось качество.

Почти так же давно стали применять и водяное колесо, подливное – в Месопотамии, где реки текут медленно, и наливное – на быстрых горных реках. Судя по описанию Витрувия (1 в. до н.э.), первым пользовались и древние римляне.

Неизвестно, когда был изобретен грузоподъемный блок, но он и ворот – два устройства, где основным элементом служит колесо, – были привычными механизмами уже задолго до Рождества Христова.

Прялка, которую завезли в Европу в Средние века, ровесница, вероятно, Железного века (ок. 1000 до н.э.). Полагают, что изобрели ее в Индии или в другом районе Азии. Ветряная мельница (с колесом, вращающимся на вертикальной оси) была общепризнанной в Персии уже в 10 в. Устройство того же типа, но с колесом, сидящим на горизонтальном валу, появилось в Европе в 12 в

Обычно на каждую группу мышц требуется отдельный тренажер. Но было бы существенно проще привести себя в надлежащую форму с помощью одного – универсального – тренажера. И оказывается, он уже давно изобретен! Речь идет о так называемом гимнастическом колесе.

Этот тренажер имеет очень простую конструкцию и небольшую форму. Гимнастическое колесо, или ролик, состоит непосредственно из самого колеса и двух ручек. Такой небольшой размер позволяет при необходимости брать колесо с собой в поездку или даже на работу. Ведь для тренировок нужно только колесо и ровная поверхность размером 2,5 метра в длину и 1 в ширину.

Кажется, что с помощью такого простого инструмента вряд ли можно достичь хороших результатов, но это не так. На самом деле эффективность гимнастического колеса просто поражает.

При регулярном использовании с его помощью можно хорошо натренировать мышцы предплечья, плечевого пояса, пресса, спины, ягодиц, бицепсов и трицепсов, голеней, бедер и запястий. Словом, привести себя в порядок, используя лишь один тренажер. По большому счету, использовать колесо может каждый человек. Исключением являются люди, имеющие инвалидность, и беременные женщины.

Может создаться впечатление, что на фоне массивных тренажеров гимнастический ролик слишком мал, прост и не эффективен. Но практика показывает, что далеко не все многофункциональные тренажеры способны дать такие же результаты, как колесо.

Но справедливости ради стоит заметить, что достичь успеха можно при точном соблюдении всех правил тренировки. Вот основные из них:

  • Следите за дыханием. Любой спортсмен подтвердит, что от дыхания зависит очень многое. В случае с колесом исключения нет. Нужно делая вдох наклонять корпус вперед, а при возвращении в исходное положение делать выдох;
  • Правильно располагайте тело. По правилам тело должно быть параллельно полу. При этом упор делается на носки, а руками необходимо держать колесо. Но так как это довольно не просто и может привести к перенапряжению мышц, рекомендуется первое время становиться на колени и из такого положения делать упражнения;
  • Используйте коврик;
  • Делайте разминку. Разогревать мышцы нужно перед любыми физическими нагрузками и использование ролика не является исключением из правил;
  • Не переусердствуйте. Многие упражнения для новичков достаточно сложны, поэтому рекомендуется сначала ограничиться тем, что вам по силам, а потом постепенно увеличивать нагрузку. При этом важно в деталях четко выполнять все упражнения правильным образом.

Упражнения с гимнастическим колесом для девушек

Если вы хотите привести свое тело в надлежащую форму, попробуйте следующие упражнения:

  • Расстелите коврик и встаньте на колени таким образом, чтобы между ними было расстояние не более 15-ти сантиметров. Между коленями поставьте гимнастическое колесо и возьмитесь двумя руками за ручки. Теперь медленно на вдохе продвигайте его вперед и вытягивайте корпус, двигаясь вслед за колесом. Максимально вытянув тело, делайте выдох и возвращайтесь в исходное положение. Если поначалу тренировки даются с трудом, можно не вытягивать тело полностью. В идеале следует делать 3 подхода по 10-15 раз;
  • Исходное положение тоже. Только теперь, делая вдох и двигая ролик вперед, необходимо тело наклонять так, чтобы грудь достала до бедер. После этого следует вернуться в исходное положение. Для начала нужно повторить упражнение хотя бы 10 раз, а затем повторять его в 3 подхода;
  • Исходное положение: лечь на живот поверх коврика. При этом колесо должно находиться в руках вытянутых вперед. Упражнение заключается в том, чтобы не отрывать ног от пола и при этом двигать колесо к себе, стараясь прогибать спину. Сделав максимальный прогиб, нужно на 5 секунд зафиксировать положение и вернуться в исходную позицию. Делать упражнение не меньше 10-ти раз;
  • Сядьте на коврик, вытянув ноги вперед, а спину выпрямив. Поставьте ролик с правой стороны. Делая вдох, катите его в правую сторону. Цель – чтобы грудь коснулась пола. Когда она будет достигнута, нужно плавно прикатить колесо к себе. Точно также упражнение делают и с левой стороны. Количество повторение не должно быть меньше 10-ти раз;
  • Это упражнение тоже выполняется сидя, но с согнутыми коленями. Гимнастическое колесо необходимо подложить под ступни таким образом, чтобы они опирались на ручки. После этого медленно следует двигать ступни вперед вместе с колесом и выпрямлять ноги. Наклоняться нужно до тех пор, пока грудь не соприкоснется с выпрямленными коленями. После этого можно вернуться в первоначальное положение. Поначалу будет не просто осилить это упражнение, но упорные тренировки позволят его делать в нужном количестве – 10 раз;
  • Займите исходное положение стоя. При этом ноги должны быть прямыми и расположены на уровне плеч. Колесо должно быть в руках. Его нужно опустить на пол и, не сгибая ног двигать вперед, упираясь руками. Когда достигните максимально возможного для себя расстояния, нужно остановиться на 5 секунд и только после этого медленно вернуться в исходную позицию. Для начала необходимо сделать 10 упражнений.

Нужно понимать, что мгновенных результатов не будет, а значит, следует настроиться на несколько месяцев труда, чтобы увидеть ощутимые результаты.

Если вы хотите несколько ускорить этот процесс, то нужно придерживаться правил здорового питания, посещать бассейн и делать массаж (подойдет даже самомассаж).

Не оставляйте без внимания свое самочувствие. Чтобы не навредить себе, нужно отказаться от упражнений с гимнастическим колесом тем, кто имеет серьезные проблемы с позвоночником или страдает сердечно-сосудистыми заболеваниями. В последнем случае можно проконсультироваться с врачом (возможно, некоторые упражнения он разрешит делать).

Подойдя к делу с умом, вы действительно сможете укрепить свое здоровье и улучшить внешний вид собственного тела!

Зятько Надежда специально для сайта Женские Вопросы

Исторический сайт Багира - тайны истории, загадки мироздания. Загадки великих империй и древних цивилизаций, судьбы исчезнувших сокровищ и биографии людей изменивших мир, секреты спецслужб. История войн, загадки сражений и боёв, разведывательные операции прошлого и настоящего. Мировые традиции, современная жизнь России, загадки СССР, главные направления культуры и другие связанные темы - всё то о чём молчит официальная история.

Изучайте тайны истории - это интересно…

Сейчас читают

Бывают биографии, которые даже в самом вольном пересказе выглядят как сюжет приключенческого романа. Часто они и становятся в конце концов романами, фильмами и даже компьютерными играми - так вышло и с историей Уильяма Адамса, которой уже больше четырёх столетий.

Бывает, даже самые необычные и, казалось бы, непостижимые вещи могут иметь самое простое объяснение. Именно так получилось и со странными спиралями, обнаруженными в конце XIX века в недрах земли американского штата Небраска. Эти спирали называют штопорами дьявола (Daemonelix).

Знаете ли вы, уважаемые читатели, кто такой Леня Голубков? «Конечно!» - ответят многие и многие. И, пожалуй, добавят крылатую в своё время фразу: Я не халявщик, я партнёр!». А вот имя создателя популярного образа акционера АО «МММ» экскаваторщика Лени Голубкова известно не всем. Представляем вам нашего собеседника - артиста театра и кино, писателя и драматурга Владимира Пермякова.

Многие горы скрывают в своих недрах какие-то тайны. Однако все они не идут ни в какое сравнение с тем, что за считанные годы соорудили люди в скальной толще горы Таврос, что стоит над живописнейшей Балаклавской бухтой Крымского полуострова. Название этого объекта может показаться длинноватым, но зато оно исчерпывающим образом передаёт его суть: «Совершенно секретное противоатомное сооружение первой категории (то есть выдерживающее прямое попадание 100-килотонной атомной бомбы, - прим. автора), предназначенное для укрытия малых и средних подводных лодок, их докового ремонта и восстановления, а также их личного состава». Когда-то здесь базировались подводные лодки с атомными торпедами и крылатыми ракетами на борту, а сегодня располагается Военно-морской музейный комплекс «Балаклава». Лучшего памятника холодной войне просто не придумать!

Многие считают пиктов самым загадочным народом из когда-либо живших в Британии. Они не оставили после себя письменных источников, и исследователям приходится довольствоваться теми малопонятными символами, которые пикты наносили на обработанные валуны в долинах Шотландии.

Среди выдающихся отечественных полководцев имя генерала от инфантерии, героя Отечественной войны 1812 года Петра Ивановича Багратиона занимает одно из первых мест. В честь него названы города, улицы и станции метро, однако детали непростой жизни этого выдающегося военачальника знают лишь профессиональные историки. Давайте же исправим эту ошибку…

Есть такая профессия - былое опровергать. Пожалуй, в сегодняшних реалиях высказывание о том, что историю пишут победители, потеряло актуальность. Историю пишут преемники победителей, причём далеко не всегда их мнение совпадает с чаяниями и мотивами их великих предшественников. Сегодня принято безоговорочно осуждать политику партии эпохи сталинизма. Считается, что все репрессированные во славу культа личности осуждены без вины и казнены незаконно. А если так, то и врагов народа никогда не существовало. И все те шпионы, диверсанты и антисоветчики, что подтачивали страну изнутри, - невинные жертвы режима. Но так ли это на самом деле?

105 лет назад этот город почти полностью был уничтожен катастрофическим пожаром. «…Огонь переходил с дома на дом, и через несколько часов над пепелищем возвышалась только соборная колокольня… Люди добирались до Волги ползком, многие бросались в воду, надеясь найти облегчение от мучительной боли… Пытавшиеся хотя бы приблизиться к городу в страхе бежали обратно, ужаснувшись количеству обугленных тел на улицах. Тут же лежали трупы лошадей, домашней птицы, собак, кошек…». Так общественно-политический журнал «Нива» описывал ужасающий по размерам пожар, который 5 (по новому стилю 18) июля 1906 года практически целиком стёр с лица земли город Сызрань.

В конце июня в американском городе Цинциннати прошёл чемпионат мира в соревнованиях на гимнастическом, немецком или рейнском колесе. Разумеется, эта информация вряд ли вызовет серьёзный ажиотаж среди любителей спорта, но для «Другой спорт» – то, что надо. Особенно если знать, что рейнское колесо придумал десятилетний мальчишка, а теперь на нём проводятся чемпионаты мира.

Дитя-изобретатель

Рейнское колесо – два обруча одинакового диаметра, соединённые с помощью шести штанг, к которым с внутренней стороны прикреплены две площадки с фиксаторами для ступней и с противоположной – две рукояти. Непростая конструкция, которую, как мы уже сказали, придумал 10-летний мальчик. Да не только придумал, но и сам собрал! Это вам не бумажный самолётик смастерить.

На рубеже XIX и XX веков находчивый сын кузнеца Отто Фейк соединил поперечными планками две автомобильные шины, по другой версии – два железных обруча.

А всё для того, чтобы скатываться с горы, которая находилась недалеко от кузницы. Вот оно - детство без гаджетов и покемонов. Придумать нечто подобное ни родители Отто, ни кто бы то ни было из взрослых не мог, ведь такие спуски с горы чреваты травмами.

Спустя несколько лет он усовершенствовал модель колеса и провёл на лугах Людвигсхагена первые испытания. Это был уже настоящий спортивный снаряд, а не детская игрушка. В 1925 году, будучи владельцем целого металлообрабатывающего завода в баварском городке Райн, Фейк довёл свою идею до ума и запатентовал изобретение под названием «колёсно-гимнастическое и спортивное оборудование». Слишком сложное название очень скоро превратилось в «гимнастическое колесо», «рейнское колесо» или просто «немецкое колесо». Снаряд Фейка в то время стал настоящим мейнстримом, редкие занятия физкультурой в школах обходились без его изобретения. Ещё бы: катание в колесе тренирует вестибулярный аппарат, улучшает координацию и чувство баланса.

Колёса вместо чирлидинга

На волне небывалого успеха в 1920-х годах был организован чемпионат мира. В программе мирового первенства значились соревнования в катании, прыжках и езде с препятствиями на колесе. Были предусмотрены обязательные и произвольные упражнения для спиральной и прямолинейной траектории.

Зрелищность нового спортивного занятия обратила на себя внимание организаторов и других спортивных состязаний. 7 октября 1928 года футбольный матч между сборными Австрии и Венгрии открыло выступление спортсменов на гимнастическом колесе. Оно же скрасило зрителям время ожидания начала второго тайма. Интересно было бы увидеть реакцию болельщиков сегодня, если бы вместо чирлидерш на поле появились бы спортсмены на рейнском колесе. Ещё неизвестно, что бы вызвало больший восторг.

После окончания Второй мировой войны колесо претерпело ещё несколько модификаций. Было введено пластиковое покрытие стальных обручей. Это позволило работать на колесе в залах, не повреждая пол. В 1995 году была организована Международная федерация соревнований на гимнастическом колесе. Вековая история этого вида спорта наконец достигла современности. И того, кто заинтересовался рейнским колесом, можно обрадовать. Основные виды соревнований сохранились со времён Фейка.

Прямо, по спирали, прыжок

Самостоятельных дисциплин всего три. Первая - прямолинейное катание. Здесь главная сложность состоит в том, что спортсмен должен выполнить набор обязательных упражнений и дополнить их произвольными. Выступление оценивается судейской коллегией. Жюри выставляет баллы за сложность элементов и их исполнение. Оценивается и то, как спортсмен, выполняя различные элементы, попадает в музыкальный ритм. Такая система оценивания во многом схожа с фигурным катанием.

Вторая - катание по спирали. Колесо движется только на одном из обручей, и весь процесс со стороны напоминает крутящуюся монетку. В «большой» спирали колесо имеет угол наклона 60 градусов, в «малой» - менее 30. Задача спортсмена – удержать колесо, постоянно перемещая центр тяжести. Вот уж у кого действительно голова идёт кругом!

Третья - прыжок. Это один из самых сложных и вместе с тем захватывающих видов. Спортсмен толкает колесо и затем, подтянувшись на руках и оказавшись наверху по ходу движения снаряда, совершает прыжок на маты. Как и в гимнастическом опорном прыжке, судьями оценивается техника и приземление спортсмена.

Россия на «колёсах»

Этот вид спорта культивируется и в нашей стране, но в последний раз представители России принимали участие в чемпионате мира в 2011 году. Дело в том, что у нас рейнское колесо используется в большей степени как цирковой снаряд, а не спортивный. Притом что даже в цирке рейнское колесо – далеко не самый распространённый жанр. Для артиста «Росгосцирка» Вячеслава Подгорного история с рейнским колесом началась в детстве, как и для изобретателя этого снаряда.

«У меня родители выступают в цирке. Мама начинала работать на рейнских колёсах в 1973 году, а в конце 1998 года и я начал репетировать. В 12 лет впервые выступил в этом жанре. Мне не хватало роста, поэтому я научился кататься без рук. Колесом я занимаюсь уже 18 лет, владею всеми трюками. А этим летом начал экспериментировать и создавать свой стиль, который пока широким массам не показываю», - рассказал Подгорный «Чемпионату».

Отсюда мораль: если ваш ребёнок – великий выдумщик, не спешите ругать очередное его изобретение. Быть может, оно изменит человечество. Или хотя бы положит начало новому виду спорта.


Top