Любимая дочь Мельпомены

Барият Мурадова

Хотя год 100-летия народной артистки СССР Барият Мурадовой официально не имеет статуса Года Барият Мурадовой, республика в библиотеках, сельских домах и центрах культуры, образовательных школах и школах искусств, колледжах проводит различные мероприятия, посвященные великому таланту народной любимицы, актрисы Кумыкского театра им. А.-П. Салаватова Барият Солтан-Меджидовны Мурадовой.

О том, что дагестанская актриса национального театра – гордость советского искусства, свидетельствовала и прошедшая в Махачкале юбилейная научная сессия, организованная Институтом языка, литературы и искусства им. Г.Цадасы Дагестанского научного центра РАН, посвященная Б.Мурадовой. Ее природные данные в создании сценических портретов в пьесах классического репертуара авторов далекого прошлого и современных драматургов, о чем так обстоятельно говорила на сессии кандидат искусствоведения Алла Умаханова, доказывают многогранную широту таланта актрисы.

Посвящения Барият Мурадовой в интересном докладе «Театр и живопись» сделал кандидат философских наук Сабир Гейбатов; «Музыка в творчестве Барият Мурадовой» была темой исследования научного сотрудника Института ЯЛИ Аллы Шабаевой; «Скульптурный образ Барият Мурадовой в изобразительном искусстве Дагестана» с обоснованием художественной выразительности образа актрисы, передающей духовность и чистоту, - тема, изложенная Лейлой Гейбатовой, кандидатом искусствоведения. Олицетворение святой преданности делу передает и окружающая среда, принявшая скульптурный образ как нечто родное и близкое. Он гармонично прописался на небольшой уютной площади перед Кумыкским театром, которому Барият Солтан-Меджидовна служила каждой своей клеточкой всю сознательную жизнь (не будет преувеличением сказать: «всю жизнь», потому что актриса начала свой путь на сцену с трех лет).

С назначением Главой республики Рамазана Абдулатипова работа учреждений культуры активизировалась, развернув деятельность по пропаганде и сохранению культурных нематериальных ценностей людей, создававших их, в числе которых незабвенная Барият Мурадова.

- Сегодня и наш институт продолжает цикл о выдающихся деятелях искусства, посвятивших свою жизнь развитию культуры Дагестана, - сказал во вступительном слове директор ИЯЛИ им.Г.Цадасы ДНЦ РАН, доктор филологических наук, профессор Магомед Магомедов. – К счастью, имя Б.Мурадовой не забыто, чему способствовали исключительной убедительности талант актрисы, весь ее творческий путь.

В конференц-зале собрались сродненные талантом великой Барият Мурадовой люди – ее коллеги, считающие себя ее учениками актеры, режиссеры, исследователи ее профессионального творчества, почитатели театра. Почетное место было отведено дочери актрисы – Белле Мурадовой, заслуженному художнику РД.

- Барият Солтан-Меджидовна Мурадова осталась в памяти современников как актриса высокого профессионализма с непревзойденным исконно народным талантом. Она из рода Мурадовых, подарившего Дагестану плеяду талантливых деятелей искусства и культуры, - начала свой доклад «Эпоха Барият Мурадовой в истории дагестанского театрального искусства» кандидат искусствоведения Гулизар Султанова.

Этой удивительной актрисе удавались как драматические, трагические, героические образы, так и лирические, сатирические, острохарактерные и откровенно водевильные, оперетточные персонажи. В одни и те же годы она могла выйти на сцену то в роли смешной и простодушной Джумайсат («Молла Насретдин» М. Курбанова), то шекспировской Джульетты, то чудаковатой Шакирхан («Под деревом» Г. Рустамова), то взбалмошной Живкой («Госпожа министерша» Б. Нушича), то мужественной Толгонай («Материнское поле» Ч. Айтматова) или поэтической Гюлькыз («Айгази» А.-П. Салаватова), которую актриса играла более 20 лет.

«Лаура в исполнении Барият Мурадовой - один из лучших образов, увиденных мною на драматической сцене», - говорил на обсуждении спектакля в Москве главный режиссер театра им. Евгения Вахтангова Рубен Николаевич Симонов в апреле 1960 года.

Неослабный интерес зрителя и постоянный успех спектакля «Молла Насретдин» на сцене Кумыкского театра в течение трех десятилетий был обязан сценическому дуэту Барият Мурадовой (Джумайсат) и Тажудина Гаджиева (Молла Насретдин). Не скупясь на краски, актриса показывала всем некрасивую внешность, чудаковатую простолюдинку, которая в часы «творческого вдохновения» самозабвенно пела и плясала или горячо спорила с мужем, кому качать люльку с ребенком. Одетая в выгоревшее и потрепанное платье, Джумайсат Б. Мурадовой широко и размашисто шагает. Ее немолодое лицо «украшал» увесистый нос-картошка, широкие ломаные брови вразлет моментально сходятся на переносице, когда она сердится. То принимаясь энергично чесаться, то визжа и покатываясь со смеху, отпускала грубые шуточки в адрес мужа, то увлеченно барабаня ладонями по своим коленям, выводила незамысловатую песню. «Ее песня - это сольный номер со своей драматургией, виртуозный и комичный: Джумайсат-Мурадова высоко и плавно растягивает лицо в пленительной улыбке, жмуря от удовольствия глаза, и поводит плечами, затем голос стремительно опускается в басовый регистр, и пение становится похожим на рокот горной реки, затем снова набирает высоту...», - писала об игре театровед С. Нахшунова. А ведь когда Б. Мурадова впервые прикоснулась к образу Джумайсат, ей было всего двадцать пять лет, и она параллельно играла лучших лирических и романтических героинь мировой драматургии.

Общительная, наблюдательная и чуткая к восприятию жизни, Барият Мурадова с детства училась у своего народа вечным истинам, цепкой памяти, точной оценке. Однажды увиденное в жизни она откладывала в копилку памяти, чтобы уже на сцене показать народу то, что таится в нем самом. Таковы ее фольклорные и современные героини из народа.

А какие разные и сильные характеры она создавала в классическом репертуаре! И среди них Мехменэ-Бану из «Легенды о любви» Н. Хикмета; глубоко страдающая, смертельно усталая от человеческой лжи и предательства и, наконец, отчаявшаяся, оскорбленная обманутой любовью, Лариса из «Бесприданницы» (на снимке) А. Островского; трагическая, обреченная жертва тяжкого груза адатов в образе Сусанны из «Намуса» А. Ширванзаде или сильная, властная и постоянно внутренне сопротивляющаяся, подневольная жертва вековых адатов - Танкабике из пьесы М. Карима «В ночь лунного затмения». Их было много в ее творческой биографии.

Более 200 ролей сыграно Барият Мурадовой за ее актерский век. А из всех ролей, особенно в последние годы, она отдавала предпочтение образам матерей. Благородство и сила духа были определяющими чертами характеров ее героинь.

Много было в творческой жизни Барият Мурадовой работ с печатью высокого профессионализма. И все они нашли в душах зрителей благородный отклик. Талантливая, непостижимая, неповторимая... - эти и множество других эпитетов сопровождали всегда выступления народной артистки СССР, первой из Дагестана (кстати, ей первой в республике было присвоено и звание народной артистки Дагестана в 1935 году). Лауреат премии РСФСР им. К.Станиславского, кавалер многих орденов, лауреат и дипломант множества смотров и конкурсов – это все она, выдающаяся артистка Кумыкского театра, любимая и почитаемая всеми народами Дагестана - Барият Солтан-Меджидовна Мурадова…

Программа юбилейной научной сессии не ограничилась докладами ученых института. С теплыми воспоминаниями о встречах с актрисой, ее уроках в профессиональном деле и по жизни, человеческих качествах рассказали заслуженный деятель искусств России Скандарбек Тулпаров, заслуженный артист России Байсолтан Осаев. О ее человеческих качествах рассказала и Белла Мурадова, воскресив образ скромной женщины, заботливой матери, мудрой своим житейским опытом, доброжелательной к людям.

Заслуженный учитель РД, горячая поклонница таланта Б.Мурадовой, а по долгу службы – помощник режиссера Лилия Джамалутдинова подробно рассказала, какими дальнейшими мероприятиями будет отмечен в Дагестане год 100-летия актрисы, составившей славу дагестанского искусства.

Светлана Кривоносова




    03 Jul 2014 |   Баянлыкъ: 0 | Къаравны санаву: {view}


 
 


Content Management Powered by CuteNews