Пребывание Фритьофа Нансена в Дагестане

Фритьоф Нансен

Лауреат Нобелевской премии, профессор Фритьоф Нансен относится к числу замечательных людей своего времени, известных общественно-политических деятелей, видных ученых, оказавших заметное влияние на развитие науки.

Еще в конце прошлого столетия его имя было известно всему миру как имя крупного океанографа, исследователя Арктики.

Ф. Нансен известен и как выдающийся общественный деятель. После окончания первой мировой войны он был верховным комиссаром Лиги Наций по делам военнопленных.

В 1921 году Нансен приехал в Россию. В своем выступлении на заседании Московского Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, почетным членом которого его избрали, он рассказал о своем намерении организовать среди международного пролетариата сбор средств для голодающего населения России. Тогда же он побывал в районах, охваченных голодом, в Поволжье и на Кавказе.

Летом 1925 года Нансен вновь приехал в Советский Союз. Вместе с народным комиссаром просвещения Дагестана А. Тахо-Годи Ф. Нансен 7 июля из Орджоникидзе прибыл в Махачкалу.

Нансен говорил тогда, что Дагестан представляется ему очень интересной страной с большими экономическими возможностями, которую необходимо изучать. Он обещал сделать все возможное, чтобы помочь Дагестану.

Пребывание в Дагестане Ф. Нансен описал в своей книге "Через Кавказ на Волгу", изданной на норвежском, немецком и английском языках.

Дагестан. [Кумыки]

[...] Несколько слов о кумыках, проживающих в прибрежных районах к северу и югу от Петровска и в районах, прилегающих к восточным отрогам Кавказа. Их нельзя смешивать с казикумухами, или лаками, горским племенем юго-восточного Дагестана. Они (кумыки) говорят на тюркском наречии, близком к языку соседних ногайцев. Можно предположить, что в какой-то степени они потомки хазар.

Хазары довольно рано вышли на арену истории. Фирдоуси применяет слово "хазар" для обозначения вражеского народа к северу от Персии. Родиной хазар были, по-видимому, северные и восточные отроги Кавказа и местность у Каспийского моря, которую арабские географы средневековья называли "Бахр-аль-Хазар" ("Хазарское море").

В самый ранний период столицей страны был город Семендер, позднее - Тарки (вблизи нынешней Махачкалы). В VII веке, после нашествия арабов на Кавказ, центр был перенесен на Итил (Волгу) у устья Волги. Расовое происхождение хазар неизвестно. Однако есть, кажется, немало данных, указывающих на связь их с угорскими и тюркскими народами. Некоторое время они находились под высшей властью гуннов (после 448 г. н. э.), позднее кратковременно ими управляли турки (около 580 г.). Угорский народ Венгрии был хазарским племенем. У хазар были светлая кожа и темный волос. Они отличались особенно красивым телосложением. Их женщины слыли красавицами в Византии и Багдаде, и на них всегда был большой спрос как на домохозяек.

Древнее Хазарское царство занимало площадь между Кавказом, Волгой и Доном, хотя временами оно простиралось далеко за эти пределы. Хазары были сравнительно цивилизованным народом. Они основали города, были хорошими купцами, имели достаточно развитый государственный строй и благодаря своему упорству, чувству долга и честности были уважаемы. Эти качества совершенно чужды гуннам. Когда Хазарское царство в конце IX и начале X вв. было варяжско-славянским царством Киева разложено и в 1016 году полностью уничтожено, часть хазар могла остаться в районе между нижним течением Терека и Кавказом. Там, видимо, к ним присоединились осколки тюркско-татарских племен, прибывших туда с тюркскими походами и монголами Чингиз-хана (1221) и Тамерлана (1395) в XIII и XIV веках и осевших под властью кумыкских князей (или иначе шамхалов) в Тарках.

Кумыки - мирный, спокойный, трудолюбивый, деятельный и чистоплотный народ. Их дома сравнительно просторны. В нижнем этаже - подсобные помещения, в верхнем - отдельные комнаты для мужчин и женщин. Окна выходят на открытую веранду. Кумыки - сунниты, частично шииты. Они занимаются рыболовством в Каспийском море, скотоводством (главным образом разводят овец и лошадей), пчеловодством, в последнее время также хлебопашеством с искусственным орошением. Они отличные знатоки лошадей. Будучи смелыми наездниками, с помощью лассо они отлавливают диких лошадей и приручают их очень быстро.

Ковры, овечья шерсть, кожа, рыба, соль и другие товары являются предметами оживленной торговли с Персией. Товары, полученные в обмен, они часто реализуют лезгинам (горцам - ред.).

Главным торговым центром был аул Тарки, со своей гаванью, из которого возникла нынешняя Махачкала. Общественный строй у кумыков аристократический, как это принято у степных народов. Население подразделяется на четыре слоя: князья, дворяне, свободные крестьяне и рабы. [...]

Махачкала

Утром 7 июля я совершил прогулку по городу. Моей первой целью было Каспийское море. По узким улицам я спустился к берегу. Голубым зеркалом простиралось море до самого горизонта; под утренним солнцем море искрилось от свежего бриза. Насколько хватает взор - ни паруса, ни корабля. На ровном песчаном берегу лежали на солнце смуглые тела купающихся детей. С первого взгляда это величайшее озеро земли ничем не отличалось от любого моря, разве только тем, что на берегу не было высотомеров воды при приливе и отливе. Но их на Средиземном и Черном морях тоже нет.

Не удивительно, что древние греки считали это большое соленое озеро одной из бухт океана, который омывал всю населенную землю. Зеркало Каспийского моря лежит ниже уровня моря, а именно оно на 26 метров ниже уровня Черного моря. Содержание соли в воде составляет 1,4%; (средний процент соли в морской воде в два с половиной раза выше, т. е. равен 3,5). В мелких, почти изолированных бухтах, где сильное испарение, содержание соли значительно повышается, так, например, в Карабугазголе оно достигает 17%.

Дома меня ожидали мои хозяева. Самурский, Коркмасов и я завтракали вместе. Хозяйка дома подала нам кофе. Мы ели зеленую (свежую) икру, яички, пшеничный хлеб, масло и изумительный дагестанский сыр. Лучшего завтрака трудно пожелать. К сожалению, я не знал ни тюркского, ни русского языков, поэтому я должен был вести беседу с Самурским и его супругой через посредство моего русского переводчика или же с помощью Коркмасова, который отлично говорит по-французски.

Языковые отношения в Дагестане, как я уже описывал выше, очень запутаны. Самурский и Коркмасов говорили между собой на тюркско-кумыкском, но оба умели говорить и по-русски.

Самурский - сравнительно еще молодой человек, вышедший, по всей вероятности, из народа. Вряд ли ему удалось получить серьезное образование, он не проявляет также глубокой эрудиции в широком смысле, зато интересуется всем, что касается практической жизни. Он не знает ни одного западноевропейского языка, но русским языком владеет настолько, что в 1925 году сумел опубликовать книгу о Дагестане на русском языке. Это - умный человек, возможно, также и хороший оратор и пользуется, по всей вероятности, большим влиянием среди населения. Он южнодагестанский лезгин, его родной язык, следовательно, - лезгинский.

Коркмасов - кумык из с. Кумторкала, недалеко от Махачкалы. Он более похож на европейца. У него интеллигентное лицо и широкий лоб, волос седой и волнистый. Он уже в летах, но он крупнее и стройнее Самурского. Его родной язык - тюркско-кумыкский. Это самый распространенный язык в Дагестане и, наряду с русским, признанный язык общения. Коркмасов - очень умный человек, имеет первоклассное образование. Исконная профессия его - юрист, он очень начитан. До революции он как политический эмигрант находился продолжительное время в Париже.

Махачкала-город с 30-тысячным населением. Он был основан в 1844 году после того, как за год до этого в Шамилевской войне был разрушен русский форт Низовое, расположенный в трех километрах от нынешнего города. В то время город был в честь Петра Великого назван Петровском. Царь после своего неудачного похода против персов был здесь в 1722 году, он торжественно въехал в Тарки - столицу кумыкского князя Шамхала и через три дня вернулся в свой лагерь на берегу моря. Там, внизу, у моря, он сложил несколько камней в кучу, его свита дополнила ее, и так выросла горка, на месте которой, спустя более ста лет, возник город Петровск. Через день Петр во главе своего войска двинулся в Дербент. Оттуда он должен был вскоре вернуться в Россию, т. к. флот, следовавший за ним с провиантом и вооружением, был по пути застигнут штормом и уничтожен. 13-го декабря он въехал триумфатором в Москву.

Ныне Петровск носит имя человека, который воевал против царизма. На месте, где выстроен город, была гавань аула Таргу (Тарки), который расположен в четырех километрах от города. Махачкалинский рейд защищен двумя длинными молами.

В первую очередь мы посетили музей. Здесь представилась нам возможность заглянуть в жизнь горцев. Это, как уже упоминалось, магометане и, большей частью, сунниты. Стало быть, они ближе к туркам, чем к персам. Но среди них есть и шииты. Движение мюридов носило посреднический характер между двумя направлениями и имело целью (помимо других) объединить все силы ислама. С тех пор религиозный фанатизм значительно ослаб, вера и религиозные обряды приобрети современный покрой. Такое впечатление испытываешь по крайней мере в столице и ее окрестностях. Женщины ни дома, ни на улице не носят покрывала и, кажется, не боятся больше мужского взгляда. Большинство мужчин довольствуется одной женой. В стране возделывают виноград и пьют вино. В этом отношении мы не заметили особых отличий от жизненного опыта наших европейцев. Нигде муэдзин не призывал к молитве, нигде мы не заметили мужчин при исполнении религиозных обрядов, разве что при вечерней молитве во время захода солнца. Для правоверного мусульманина молитва - нерушимый долг. Может быть, антирелигиозная пропаганда достигла здесь больших успехов.

Музей в основном отражал историю Дагестана...

Еще до революционных событий 1917 года среди дагестанского населения существовало социалистическое движение, сторонники которого немедленно примкнули к Февральской революции 1917 года. Керенский направил в Дагестан комиссаров, но вскоре там под руководством Махача Дахадаева развернулось движение против Керенского. С другой стороны, возникло сильное контрреволюционное движение духовенства, возглавленное имамом Гоцинским, главой исламского духовенства. Гоцинский пользовался большим влиянием в аварских и андийских областях. Вначале он сотрудничал с Керенским, но потом прервал с ним всякую связь и стал бороться против России. В сентябре 1917 года он и его сторонники вели войну против русских. Его военачальник Узун-Хаджи в течение короткого времени поставил под его власть аварские, андийские и чеченские земли.

Во время Октябрьской революции Дагестан был отделен от коммунистической России контрреволюционными областями Дона и Кубани. В то время Гоцинский был по существу повелителем Дагестана. Он объявил священную войну (газават) против армян и послал свои войска на Баку. Но как раз в это время Баку оказался в руках большевиков, и войска Гоцинското были отброшены. Красная Армия овладела также Петровском и Шурой. В августе 1918 года Петровск был захвачен авантюристом Бичераховым при поддержке англичан. Это поставило Советскую власть в Шуре в тяжелое положение. Со стороны моря ей угрожал Бичерахов, с другой стороны - банды Гоцинского и на границе с Азербайджаном - турецкая армия, которая в сентябре захватила Баку.

В ноябре 1918 года турки прогнали Бичерахова и захватили Петровск и Шуру. Затем в Дагестане было образовано так называемое Горское правительство, членом которого стал и Гоцинский. После заключения перемирия в декабре 1918 года турки ушли, а английские войска со стороны Персии пришли в Дагестан на поддержку Деникина. Деникин послал туда часть своих войск. Узун-Хаджи пошел против них, но Гоцинский не решился воевать с белой армией. В 1919 году положение Деникина в Дагестане было довольно прочным, и Гоцинский сотрудничал с ним открыто. Тем временем Узун-Хаджи стал эмиром Северного Кавказа, который находился под протекторатом турецкого султана. Он отделился от Гоцинского и продолжал борьбу против Деникина. Вскоре после этого турки под командой Нури-паши вошли в Азербайджан, а оттуда - и в Дагестан. Они воевали как против Деникина, так и против Красной Армии. Сила красных росла. Когда они весной 1920 года с севера еще больше продвинулись на юг, Нури-паша стал искать контакта с Деникиным. Но его план провалился, и он отступил. Между тем умер Узун-Хаджи, а его монархия рассыпалась. Белая армия покинула Петровск и отступила в Баку. Красная Армия заняла весь Дагестан. Так, наконец, была создана автономная Советская социалистическая республика (АССР) в Дагестане с полномочиями самостоятельно решать свои внутренние дела.




    08 Apr 2014 |   Баянлыкъ: 0 | Къаравны санаву: {view}


 
 


Content Management Powered by CuteNews